Психологический кино-разбор
"Нелюбовь"
Почему фильм Андрея Звягинцева — экстремальная правда о российской действительности, где очень многое построено на созависимости.
Московская семья переживает мучительный развод. Женя и Борис – ещё супруги, но каждый из них уже фактически начал новую главу жизни, и потому им не терпится покончить с формальностями и развестись. В череде конфликтов и бесконечных взаимных претензий Женя и Борис пренебрегают своим единственным ребенком, 12-летним Алёшей, который чувствует абсолютную ненужность обоим родителям. После очередной ссоры Алёша исчезает.

Краткое описание сюжета на Кинопоиске.

Все кино — идеальный пример того, как гарантированно стать несчастливым. Несчастье не случается однажды. Чаще всего - оно лишь плод наших предыдущих ежедневных действий. Самое страшное здесь - так и не признать свой вклад в то, что я делаю с собой, со своими близкими и со своей жизнью.

Мать не замечает ребенка, потому что легче игнорировать то, что доставляет тебе дискомфорт и заставляет посмотреть страху в лицо. Алеша - всего лишь объект из нежелательного прошлого. Яркое напоминание о выборе, в котором Женя раскаивается. Ребенок все чувствует и страдает от материнской нелюбви.

Он уверен, что причина всех бед - в нем, и намеревается убрать из семьи эту проблему (то есть себя). Мир ребенка "схлопнут" на нем, эгоцентричен. Он убежден, что мешает родителям своим существованием и сам во всем виноват.

Ребенок не способен увидеть альтернативы, не способен увидеть и то, что родители сами плодят свое несчастье, их ссоры и развод связаны только с ними, но никак не с ним.
В самом начале мы видим диалог Жени с бывшим мужем, который построен исключительно на претензии. Посмотрите, как перекошено от злости ее лицо. Она нападает - он защищается. Они не хотят слышать друг друга, они погружены в свое разочарование друг о друге и боль в связи с этим.

Очень заметно, что Женя склонна перекладывать ответственность на другого. Наверняка у нее была уйма ожиданий от брака, которые так и не стали реальностью.

Во всем этом она винит партнера, срывается на нем и вместе с тем бессознательно хочет избавиться от ребенка, потому что видеть каждый день последствия своего решения ей невыносимо.

Ну а ты как хотел? Поматросил и бросил? Здесь насрал, дальше пойду насру, а она пусть потом здесь сама разбирается?!
Чувства ребенка никого не интересуют, он всего лишь средство для манипуляции и причинения боли партнеру. Женя и Борис пытаются через его фигуру решить свои внутренние конфликты и недоговоренности. Никто не хочет брать сына в свою новую жизнь. Там он будет неприятным напоминанием о том, что не случилось.

И Женя, и Борис глубоко незрелы. Она - любит падать в жертву, он - пытается заслужить одобрение всех вокруг.

Они хотят убежать в новую реальность, забыв о старой. Но жизнь - это не клочок бумаги, который легко выбросить в мусорку без последствий. Так это не работает. Нужно менять не внешнюю сторону, а себя, свое восприятие и отношение к окружающему.

Женя и Борис просто сменили декорации в надежде, что там все будет иначе. Но в конце фильма мы видим, что все ровно то же самое: с иной обстановкой и иными людьми. А несчастья стало еще больше, и оно внутри.
  • "Мальчишка мой меня походу ненавидит. Весь в отца. Даже пахнуть так, как он начинает".
Это проекция (психическая защита). Ненависть не внутри ребенка, Алеша как раз очень любит и отца, и мать. Ненависть внутри нее самой, притом к Борису. После мы увидим, что она относится к сыну ровно так же, как мать относилась к ней. Насилие всегда плодит насилие. Если в семье была эмоциональная депривация, она будет передаваться и дальше, пока кто-нибудь это не остановит.

У Жени вместо психоаналитика - мастера по красоте. Именно им она сливает свои переживания. В то время как Борис держит все внутри и аккуратно выспрашивает у коллег, был ли у кого опыт развода. Он ограничен страхом общественного осуждения и страхом потерять базовую безопасность (ему еще новую семью кормить).

Ни Женя, ни Борис на самом деле не отпустили свою связь. Отношения длятся до тех пор, пока нам хочется выяснять их, скандалить и обвинять другого. Они только это и делают. Новые партнеры - лишь припарка и попытка не замечать слона в комнате.
Очень важны диалоги Бори и Жени с новыми партнерами. Женщина Бори (Маша) очень естественно тревожится о том, не бросит ли он ее с ребенком и уточняет, что "бывшей своей ты тоже наверно все это обещал". Ее инстинкт самосохранения говорит, что стабильности пока ждать не приходится. И она в этом права.

Что касается Жени, она тоже пытается наладить связь с новым, успешным мужчиной. Пытается быть желанной, манящей, легкой. Ей это даже удается. Скорее всего, на начальных этапах с Борисом было все то же самое. Она способна быть разной, в зависимости от целей. Она восхищается новым мужчиной, у нее явно куча надежд и ожиданий, связанных с ним и ее уровнем потребностей.

Она рассказывает ему о том, что никогда никого не любила и ребенка не хотела. А он отвечает, что это не любовь, а жить в нелюбви нельзя. В этом он сильно прав. Тут же Женя вспоминает о своей матери, с которой у нее по-прежнему поломанная связь. С нее-то все и началось (а может, еще раньше, потому что все это опыт поколений).
Все, чего люди хотят, когда им больно, это защититься и избавиться от этой боли. Фильм буквально ею напитан. Боль сужает восприятие человека, не дает ему увидеть реальность целиком.

Мать Жени находится в тотальной изоляции, обиде и отчуждённости, которую сама же и воспроизводит. Здесь можем предположить, что отношения в семье выстраивались по схеме Треугольника Карпмана, где было давление и манипуляции. Женя - результат такой коммуникации. Мы видим, что общаться с матерью ей тяжело. Та тоже не идет на контакт.

Кажется, что все происходящее - одна сплошная ненависть. Но где есть ненависть, там и другие сильные чувства (как правило, очень болезненные, их хочется прикрыть злостью).

Мать припоминает Жене, что она "сделала ошибку", когда выходила за Бориса и рожала от него. Очень может быть, что Женя впитала это послание и в него уверовала. Изначальная неудовлетворённость повлекла за собой все остальное.
Женя с Борисом едут от матери в машине. Она сливает на бывшего мужа все накопившиеся мысли и обиды за многие годы. По сути она просто сливает напряжение, полученное в диалоге с матерью. Женя признается, что никогда не любила его, только использовала. Признается, что мать была права. Что он сам во всем виноват.

Женя не видит своей ответственности в том, что происходит с ней и ее жизнью. Она, как и мать, пытается защититься от ответственности и выбора тем, что обвиняет других и ждет от них спасения.

Борис ни разу не обвинил Женю. Он держится, а после выпихивает ее из машины, впервые толком отстояв границы. Мы увидим его истинные эмоции только на опознании. Внутри у него тонна боли, с которой он пытается справиться самостоятельно. И которую в конечном итоге не выдерживает, нанося раны новой семье.
Он любит Алешу. Но все время пытается быть удобным для женщин, которых выбирает.
Родители на опознании - это всегда одна из серьезнейших травм. Им придется жить с тем, что есть, и встраивать эту новую реальность в новую жизнь.

Обходиться с виной за смерть собственного ребенка, со стыдом перед собой и разочарованием о том, как все сложилось, непросто. Поэтому в конце оба глубоко несчастливы.

Звягинцев любит оставлять открытые финалы. Один из мощнейших фрустрирующих приемов. Здесь нет хэппи-энда, нет четкого понимания, что же все-таки произошло с Алешей. Все как в жизни.

Мы можем понять только по косвенным признакам, что его так и не нашли ни живым, ни мертвым. И только благодаря его побегу родители наконец-то заметили, что он есть, он был живым и тоже умел чувствовать и переживать.

Автор разбора: психолог и экзистенциальный терапевт Алина Сотова

для терапевтической программы "Полюб(в)и"

Made on
Tilda